О профессиональном выгорании, или Где черпать вдохновение?

О профессиональном выгорании, или Где черпать вдохновение?

Довольно часто бывает так, что преподавателей одолевает усталость, когда кажется, что работа не обеспечивает должного воздействия на учеников. Что делать, если подобные мысли посетили и вас? Наш старший педагог и преподаватель английского языка Слесюк Елена подскажет, как с этим справиться и найти вдохновение.
О профессиональном выгорании, или Где черпать вдохновение?

The greater the obstacle, the more glory in overcoming it.
Molière

Как учитель английского языка, я состою в нескольких профессиональных группах в социальных сетях. Довольно часто учителя всего мира обсуждают не на шутку тревожащий всех вопрос: что делать, если усталость и рутина нарушают ожидаемый позитивный эффект от учительских усилий? Что делать, если кажется, что ты бесперспективно застрял в том, что делаешь? Или, когда крепнет уверенность, что работа не обеспечивает должного воздействия на учеников и вообще… словно, все надоело…

Однажды, в разговоре с коллегой, жаловавшимся на профессиональное выгорание, я заметила, что за более чем 10 лет работы ни разу не сталкивалась с этим. И тогда мой коллега поинтересовался, в чем же мой секрет.

И я задумалась…

Конечно, здесь можно много размышлять и рассказывать о том, что учительский труд (как и многие другие) – это постоянное движение, саморазвитие и поиск новых форм, выход за пределы рутины. Работа в кругу единомышленников и обмен опытом на конференциях, семинарах, мероприятиях, порой, безмерно вдохновляют и дают импульс к новым достижениям.

Новые испытания и задачи, совершенствующие, возможно, твои слабые стороны – это то, что также является дополнительным личным мотивирующим фактором в работе. Мы все знаем свои плюсы и минусы, но вопрос в том, как мы относимся к ним. Лояльно (ну кто же без недостатков…) или с пристрастием (надо, чтобы их было меньше)?

Очень действенной может оказаться попытка поставить себя на место ученика. Мы часто (особенно на начальных уровнях), что греха таить, утрачиваем способность сочувствовать студентам, поскольку это вопреки нашему пониманию – ну сколько можно делать ошибку в спряжении глагола to be! Особенности спряжения глагола to be, да и многих других глаголов, растеклись у учителей английского по венам. Я, признаюсь, очень удивила себя, когда, начав изучать итальянский язык, несколько месяцев подряд не могла воспринять особенности употребления некоторых местоимений, упорно делая ошибки из раза в раз, не реагируя никак на увещевания и подозрительные взгляды моей учительницы. Бывает всякое на уроках, это правда, но теперь все чаще, когда мне хочется разразиться язвительными восклицаниями в ответ на кажущиеся неискоренимыми ошибки студентов, я вспоминаю тот ироничный взгляд моей учительницы итальянского языка.

Но главное вдохновение учитель черпает, наблюдая за деятельностью своих учеников. Открою вам секрет. Способные ученики – это подарок для учителя, это то, чего мы все желаем. Они очень быстро убеждают в том, что работа не напрасна. Но с талантливыми учениками работать довольно легко, потому что они, как правило, очень мотивированы и многое умеют делать сами. Ты их только направляешь и наблюдаешь за их развитием. Другое дело – ученики, которым язык дается непросто. Очень часто бывает так, что это очень работоспособные дети, которые не лишены способностей, однако по личным причинам, или вследствие несовершенства школьной программы, они убедили себя (или им помогли убедиться) в том, что они для языков не годятся, у них ничего не получится. Вот эти дети могут стать для учителя бесконечным и продуктивным объектом для самосовершенствования. Вот где поле для разнообразных поисков подходов, методов, приемов, даже экспериментов. Погрузиться в этот процесс преображения, сделать успех этого ученика своей личной целью – вот что абсолютно избавит вас от мыслей о профессиональном выгорании.

Оглядываясь назад, я замечаю, что у меня просто не было ни одной предпосылки культивировать состояние усталости от своей работы, потому что, к счастью, есть столько нового и интересного, к чему хотелось бы прикоснуться, потому что я далека от совершенства, и мне есть к чему стремиться, а главное, потому что есть положительные примеры превращения «слабых» учеников в уверенных, «немотивированных» в интересующихся, «скептиков» в ярких поклонников английского языка.

В заключение хочу привести цитату Ж.Б. Мольера: "Чем более трудно препятствие, тем сильнее триумф от преодоления его".

Любите трудности в работе и преодолевайте их – вот в чем секрет профессионального РАЗгорания, в противовес ВЫгоранию.




Назад к списку