Время от времени преподаватели сталкиваются с ситуациями, при которых у студентов, достигнувших довольно высокого уровня языка, ослабевает мотивация, вследствие утраты ощущения их прогресса. Действительно, после того как студенты овладевают определенной базой и уверенно оперируют основной «бытовой» лексикой и конструкциями, им кажется, что их языковая жизнь замедляется или вовсе ничего не происходит. Студенты уже с легкостью умеют разговаривать с персоналом любой организации, предлагающей услуги, будь то ресторан, аэропорт, гостиница, магазин и т.п., они легко поддерживают беседу о текущих событиях в жизни, о планах, о том, что произошло вчера. Могут легко описать увиденное или свое впечатление от увиденного. Казалось бы, чего еще желать? И вот на этом этапе необходимо вновь поставить перед собой вопрос: какое место я отвожу этому языку в своей жизни? Если ваши амбиции заканчиваются там, где вы справляетесь с изложением последовательности событий, не вдаваясь при этом в детали описания ваших эмоциональных состояний и не затрачиваясь на анализ событий – в этом случае, вы уже всему научились.
Однако, если вы склонны к углублению в предмет вашего интереса, если вы желаете выйти за пределы бытовой функции языка (умение решать проблемы повседневной жизни) – в этом случае, вам понадобится больше опыта.
Высокий уровень языка предполагает именно внимание к деталям и склонность к саморазвитию. Высокий уровень – это не столько про сам язык, сколько про картину мира, кругозор и вашу способность не останавливаться на достигнутом.
Представим, что вы находитесь в музее, где выставлены бессмертные произведения великих художников. Вы смотрите на картину и можете рассказать, что вы видите. Вы с легкостью описываете её: называете основные цвета и возможные действия персонажей картины, предполагаете, какие эмоции они могут иметь. Это бытовой язык. Но можете ли вы углубиться в детали? Назовите многочисленные оттенки цветов… охарактеризуйте изменения своего внутреннего состояния, которое вызывает эта картина; проследите за изображенными героями и их возможными ощущениями, переменами в чувствах… Проанализируйте композицию и сравните изображение с другими произведениями искусства. Порассуждайте на тему места данного полотна в контексте мирового искусства… Способны ли вы сделать это?
Такую аналогию можно провести с любым видом деятельности, будь то музыка, экономика, медицина, бизнес и т.д. Если вы не хотите оставаться в рамках внешних событий – тогда вам недостаточно уровня В1 и даже В2.
Высокий же уровень языка не имеет границ. Это бесконечная палитра красок с оттенками, которых в природе неограниченное количество, это то место, которое вы себе назначаете в этом бесконечном мире.